среда, 24 августа 2011 г.

Как МТВ спасло оперу в США

Я уже где-то писал у себя (вЖЖ), что хватит нам у Запада брать всё самое худьшее. Гей-парады, тупые ток-шоу и тому подобное. "Образцом" для нас всегда являлись США. А есть у них в культурном плане что позаимстовать, есть!
Для начала немного статистики, так сказать, для затравки и ваших комментариев:
• В 2007 году в стране было зарегистрировано 125 оперных трупп. Это больше чем в Германии и в два раза больше, чем в Италии, но намного меньше, чем в Европе в целом.
• В 2009/10 году в США было проведено 1965 оперных представлений. Для сравнения в Италии за тот же период было проведено 1163 представления, а в России 507…
• В Нью-Йорке живёт 18 млн человек. Для них в сезоне  2009 по 2010 проводилось 364 представления.
В среднем ежегодно оперу в США посещают 20 млн человек. Столько же смотрят матчи по Американскому Футболу — самому популярному спорту в стране.
• Самый плодотворный оперный композитор из ныне живущих (41 опера) живёт в США. Его зовут Фили Глас


В США есть поклонники оперы. И они не хотят ездить и переплачивать за посещение театров в Зальцбурге и Гляйндборне. Люди хотят быть дома и ходить в местные театры или ездить в соседний штат. Отсюда количество трупп. Дальше…

Популярность жанра велика. Даже туристы, которые приезжают в США, всё чаще предпочитают оперу. Для сравнения, какой-то неизвестный никому Оперный театр в Сент-Луисе привлёк посетителей из 42 американских штатов, а также из Франции, Германии, Великобритании и Канады. Оперный театр в Сиэтле предпочитают посещать немцы, которые любят постановки опер Вагнера. Директор Оперного театра Санта-Фе Ричард Гэддес говорил, что его театр стал главным экономическим двигателем туризма  в Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Либо у них всё очень плохо с туризмом, либо очень хорошо с оперой.


Оперный театр в Санта-Фе. Красивый.

Денег у них там тоже нет, по  их меркам, конечно. Из 125 американских трупп большая часть зарегистрированы, как малые и средние предприятия, которые являются неприбыльными и освобождёнными от налогов. Оперные труппы собирают пожертвования от благодарных зрителей для новых постановок. В 2005 году они так насобирали в обще 387 млн долларов. Все американские оперные труппы теряют деньги, даже при ценах на билетах от 100 долларов и выше. Опера Сакраменто весной 2011 прямо заявила, что если она не соберёт 175 тысяч долларов, то никаких представлений в новом сезоне не будет/

Но, как же успех оперного театра Лос-Анджелесе!? Там делают 10 постановок в год, а бюджет театра — $54 млн. .

Всё очень просто. Нужно вспомнить, что директор этого театра — Пласидо Доминго. Этот тенор привлёк к своему детищу такие деньги, которые нам здесь и не снятся даже. Но! Но, заметьте, что правительство США не даёт американским артистам копейки. Есть какие-то гранты, но они составляют 5-6% от общего баланса труппы за год. Во Франции есть 5-7 трупп, но они все кормятся из казны. В России вы сами знаете, что происходит.

Все театры в США существуют в условиях жесточайшей конкуренции. Все конкурируют качеством, охватом аудитории, репертуаром. Директора буквально бьются за нового зрителя. Год от года посетители становятся всё моложе и моложе. Старые методы работы к ним просто не работают. Они не знают опер, не слышали арий. Tabula rasa.

Что же тянет молодых людей в оперу? Глобально, самым главным фактором стала уникальная особенность оперы, в которой яркое представление сочетается с классическим пением.

Преподаватель вокала в Калифорнийском Университете Лос-Анджелеса приводит интересную теорию Джулиана Годнек. Позвольте мне тут отрывок привести:

Это всё MTV. Выросло несколько поколений, которые выросли на музыкальных клипах. Они привыкли ассоциировать с музыкой визуальный ряд. И опера в этом плане идеальна, как самая всеобъемлющая форма искусства. В ней есть всё. Зритель, который привык слышать музыку и видеть при этом нечто, совершенно точно предпочтёт оперу».

К этой же мысли склоняется и Марк Скорка — президент OPERA America.

Ведь всю жизнь деятели культуры боролись с MTV и прочими молодёжными глупостями. А получилось как раз-то и наоборот. Именно эти бездушные клипы и собачьи завывания в итоге и спасли оперу.

И не просто спасли, а вдохнули в неё новую жизнь. Теперь никто не ограничивается постановками стандартной классики. Все ищут новых путей. Доминго откапывает оперы начала ХХ века, а другие привлекают для написания опер весьма необычных композиторов. Например, Руфус Уэйнрайт написал для Мэта оперу «Примадонна». Про это даже документальный фильм сняли. Ниже  трейлер... Если хотите, могу потом рассказать подробней

Эх! Отменить бы гос.финансирование театров, да принять закон о меценатстве! Вот бы мы все поплясали.))

Комментариев нет:

Отправить комментарий